Адрес: 360051, КБР, г. Нальчик, ул. 9 Мая, д.1,
E-mail: kbr@fczerna.ru

covid

Цезий 137

A373D6A8-6322-46AE-9874-8E5197848869
Действие ионизирующей радиации на живой организм интересовало мировую науку с момента открытия и первых шагов применения радиоактивного излучения. К наиболее опасным в биологическом отношении радионуклидам относятся радиоизотопы йод-131, стронций-90, цезий-137. Эти радионуклиды обладают наибольшей биологической активностью .
На примере цезий 137, ведущий химик-аналитик химико-токсикологического отдела Кабардино-Балкарского филиала ФГБУ «Северо-Кавказская МВЛ» Лаура Керефова дает разъяснения о проблемах воздействия радиоактивных изотопов на организм человека.
Учеными доказано, что высокие дозы облучения повреждают гены и структуру ДНК, приводят к появлению вредных мутаций. Однако экологическая чистота пищи и воздуха на нашей планете вызывает большие сомнения по причине загрязнения их различными видами опасных радионуклидов. В их числе цезий-137 – химический элемент с высоким уровнем радиоактивности, степень его влияния на человека определяется размером поглощенной дозы.
Общая информация
Среди представителей периодической таблицы Д. Менделеева цезий (атомная масса 132,91) занимает ячейку под номером (атомным) 55. Символ обозначения химического элемента – Cs, что является аббревиатурой названия Caesium. Латинское слово «caesius» в переводе соответствует небесно-голубому оттенку, поскольку в спектре электромагнитного излучения вещества присутствуют 2 очень яркие синие линии. Цезий-137, являясь изотопом цезия, обладает одинаковым с ним зарядом ядра при неодинаковом числе электронов. Цифры в названии элемента (137) являются массовым числом, а сам изотоп относится к группе радиоактивных нуклидов, за что и назван радиоцезием.
Мягкий металл нашел широкое применение в различных отраслях науки, его использует ядерная энергетика, радиоэлектроника и электротехника, химическая промышленность. В медицине на основе минимальных доз радиоактивного нуклида синтезируют лекарственные препараты для терапии язвенных и психических заболеваний. В ядерном оружии, а также ядерных реакторах цезий-137 образуется в результате деления ядер. После ядерных аварий либо ядерных испытаний следы радиоцезия обнаруживаются в окружающей среде, что приводит к ее загрязнению.
Как влияет на человека, последствия
Очень небольшая доля природного цезия (0,0002-0,06 мкм/г), принадлежащего к числу важных для жизни микроэлементов, содержится в мягких тканях. Радионуклид участвует в круговороте биологических веществ, свободно перемещаясь по звеньям трофических цепочек. Ученые предполагают, что малотоксичные соединения цезия помогают людям сохранять гомеостаз.
Условия попадания в организм
Главным поставщиком в окружающую среду радиоцезия являются предприятия ядерной энергетики. Выбросы атомных электростанций и установок загрязняют атмосферу, катастрофические аварии на АЭС отравляют водные источники. В итоге даже минимальные дозы радиоактивного металла накапливаются в растительной и животноводческой продукции. Внутрь человека цезий-137 попадает во время дыхания, а также поглощения загрязненной пищи. Оказавшись в пространстве желудочно-кишечного тракта, радионуклид полностью всасывается. Также легко хорошо растворимый в воде элемент всасывается легкими при поступлении через органы дыхания. В итоге создается реальная угроза внутреннего облучения, которое намного страшнее внешнего из-за невозможности применения защитных мер.
Последствия
Результатом воздействия цезия-137 на человека становится повреждение здоровых клеток не только на физическом, но и на химическом уровне. Распространяясь по телу, поток энергии распада атомного ядра вызывает образование огромного числа свободных радикалов. Новые структуры представляют собой фрагменты молекул, поврежденных бета излучением и гамма квантами. Главная опасность свободных радикалов связана с повреждением не только оболочек клеток, но также звеньев цепочки ДНК, хрящевых структур. Разрушительное воздействие сопровождается окислительным стрессом, запускающим свободнорадикальные цепные реакции. Результатом становится старение кожи, развитие воспалений, появление опухолей, инфарктов и инсультов.
Как уберечься от заражения
На территориях с повышенным радиационным фоном у проживающих там людей возникает потребность в ежедневной защите от накопления радиоактивных элементов. Цезий-137 считается наиболее распространенным компонентом загрязненной биосферы, следы нестабильного изотопа обнаруживаются в составе радиоактивных осадков, отходов и выбросов предприятий по переработке отработанного ядерного топлива атомных станций. Продукты выбросов интенсивно накапливаются почвой, оседают в донных отложениях, обогащают ионами цезия воду. В результате растения и мясо животных, которые служат пищей для людей, повергаются загрязнению радиоцезием. Поэтому перед употреблением продуктов их необходимо подвергнуть тщательной обработке.
Испытательная лаборатория Кабардино-Балкарского филиала ФГБУ «Северо-Кавказская МВЛ» аккредитована на проведение радиологических исследований различных образцов (проб), включая пищевую продукцию и корма, по определению удельной активности (содержанию) цезий-137.
Лабораторные исследования проводят квалифицированные специалисты, регулярно повышающие свою квалификацию. Использование современных методик гарантирует достоверность результатов исследований, полученных в испытательной лаборатории.
Получить подробную информацию о стоимости и сроках проведения исследований можно по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г Нальчик, ул 9 Мая, зд 1